В преддверии дня рождения города продолжаю делиться 40 причинами переехать в Калугу. Этот текст – самый большой из всех причин. Потерпите, пожалуйста.
Причина №3. Инновационный культурный центр
Самое красивое общественное здание Калуги – Инновационный культурный центр (ИКЦ). Современную архитектуру от российского бюро Wowhouse , конечно, можно описать набором фактов: плоская крыша, окна в пол, разноуровневость…, но пока полностью не обойдешь здание вокруг и не изучишь интерьеры – тяжело осознать, насколько это круто не просто для Калуги, а в принципе. И все же отмечу два момента: ИКЦ филигранно вписан в окружающий ландшафт, а функциональное зонирование каждого квадратного метра по факту работает именно так, как и проектировалось. В будущем ИКЦ предстоит стать не только памятником архитектуры, но и удивительным примером воплощения духа открытости и инновационности культурного учреждения, который 10 лет назад планировали развивать на государственном уровне.
Идея формата ИКЦ зародилась в ходе диалога между Администрацией президента и Министерством культуры РФ в 2012 году. Для апробации были подобраны три разных по географии, духу и численности города: Владивосток, Первоуральск и Калуга. С учетом негативного (по мнению инициаторов) опыта «пермской культурной революции» был отвергнут формат «импорта культуры в регионы» и решено сфокусироваться на развитии местных художественных сообществ. В отличие от советского формата ДК будущие ИКЦ по задумке не должны были вести регламентированную кружковую деятельность, а скорее просвещать без назидания, формировать дискуссионную образовательную повестку и создавать условия для деятельности самоорганизованных нишевых сообществ и субкультур.
В процессе стройки ИКЦ у калужан были сформированы самые высокие ожидания от его содержательной повестки, о чем красноречиво говорит заголовок 2016 года в местном СМИ: "Калужские паркурщики научат сотрудников ФСБ городской акробатике". Случилась ли эта коллаборация – неизвестно, но первая в стране официальная площадка для паркура действительно открылась в начале 2017 года вместе с другими пространствами культурного центра. Якорный резидент ИКЦ, для которого изначально были спроектированы танцевальные залы, – Инновационный Театр Балета, который экспериментирует с современной хореографией и приглашает на восемь репертуарных спектаклей. Помимо танца и театра, деятельность ИКЦ сосредоточена на современной музыке, вокале, фотографии, кино и интеллектуальном досуге. На базе ИКЦ проходит множество мастер-классов, лекций, выставок, форумов и фестивалей. Важнейший для локальной идентичности – фестиваль современного искусства «Циолковский фест», который проходит в Калуге уже десять лет. В фойе каждый месяц появляется неожиданная и классная фотовыставка, во дворе, где во время стройки осознанно не вырубили деревья, проходят открытые занятий йогой, а в мастерской керамики практикуют инклюзивный подход. ИКЦ пользуются самоорганизованные сообщества любителей английского языка, астрономов, косплееров и ценителей поэтических баттлов. А руководительница частной музыкальной студии, находящейся в другой части города, с легкостью договорилась о проведении в ИКЦ открытого скрипичного концерта, и это стало первым публичным выступлением моей старшей дочки.
Из тех мест, где мне приходилось выступать самому, калужский ИКЦ своей компактностью и трансформируемостью можно сравнить с конгресс-центром в Давосе. Фокусом на современность и выставочную деятельность – с государственным центром современного искусства «Арсенал» в Нижнем Новгороде. Ролью в жизни города, неформальностью и открытостью – с Ельцин Центром в Екатеринбурге. Строительство ИКЦ обошлось федеральному бюджету в 667 млн рублей, но после открытия (в отличие от упомянутых институций из городов-миллионников) финансирование стало исключительно местным: средства министерства культуры Калужской области, доходы от постоянного арендатора — гастрономического кафе Sky-lounge, проведения мероприятий и проката кинотеатра. В связи с изменениями в культурной политике государства формат ИКЦ не получил своего развития после трех первых проектов. Владивосток, увы, не совладал с эквилибристикой «бюджет-строительство» и остановил проект. В 120-тысячном Первоуральске ИКЦ, претерпевая немало коллизий, развивается и приносит пользу городу. А калужский ИКЦ, помимо статуса самого успешного пилота, является живым примером, как в российском городе до 500 тысяч жителей может выглядеть современное общегородское третье место (не дом и не работа), финансируемое из бюджета региона.
За первые пять лет работы ИКЦ не перевернул культурную жизнь всей Калуги и не оправдал личные ожидания некоторых горожан. Но совершенно точно ИКЦ стал неотъемлемой частью города и важнейшим общественным пространством для нескольких тысяч калужан. Сам ИКЦ и территория вокруг него – самое популярное направление для прогулок моей семьи и одновременно место, где мы чаще всего случайно встречаем наших знакомых. Мы точно знаем, что в ИКЦ можно прийти со своим проектом и с большой вероятностью получить организационную поддержку, но пока что выступаем скорее в роли потребителей, а не созидателей. Деятельное вовлечение активных калужан – ключ к долгосрочному развитию ИКЦ. Надеюсь, что моя семья будет всё заметнее участвовать в формировании калужской современной культуры. Потрясающее здание с видами на первый в мире музей космонавтики, олимпийское Яченское водохранилище и сосновый Калужский бор мотивирует!
Одной причины недостаточно? Узнайте другие #40причинпереехатьвкалугу!